Самайн

Календарь древних кельтов делил год на темную и светлую его части. С праздника Самайна начинались темные времена и заканчивалось лето. Но отмечали в этот день, а точнее несколько дней — три дня до 31 октября и три дня после, не только начало холодного времени года. Это был праздник сбора урожая и подведения итогов года. Он был посвящен еще и умирающему Солнцу, которое снова вернется весной.

Самайн – кельтский праздник урожая, но, по преданиям кельтов в этот день и ночь также открывались призрачные двери в холмы мертвых, которые галлы кельты использовали в качестве кладбищ. В эту ночь из них выходили создания из другого мира – сиды, бывшие по большому счету безобидными, пристававшими разве что с торговыми намерениями. А взамен от сидов можно было узнать предсказания будущего. Перед наступлением ночи в селениях галлов-кельтов зажигался священный огонь, который требовалось добыть традиционными методами – трением, высечением искры или от молнии. Все прочие огни в домах должны были быть погашены, а свежее пламя священного огня распространялось по домашним очагам от очага местного властителя. В целом праздник проходил достаточно весело и шумно – застолье, хмельной мед и т.д.

Спустя века и под влиянием христианской религии безобидные сиды преобразовались в демонов и духов, для защиты от которых и использовались маски, их изображающие, выдолбленные в виде жутких физиономий репы (не тыквы!) со вставленными внутрь горящими свечами. Появился обычай прыгать через костер, пламя которого, якобы, очищало от грехов. Великовозрастные детишки средневековья облачались в костюмы и маски, ходили по соседям – плясали и пели, пугали и клянчили подаяние.  Появился обычай гадать на Самайн…

Название этого праздника произошло от староирландского слова Samhain, которое означало «конец лета» и впоследствии превратилось в ирландское название месяца ноября. Схожесть кельтского и римского праздника скорее связана общим индоевропейским происхождением кельтов и латинян. Церковь, в рамках борьбы с языческими верованиями, переименовала Самайн в День Всех Святых – это сделал своим эдиктом Папа Бонифаций IV в VII-м веке.  В VIII веке День всех святых (1 ноября) начинает постепенно замещать Самайн; благодаря взаимопроникновению гэльских традиций и католических обрядов начинают формироваться первые зачатки будущего Хеллоуина. На следующий день после католического Дня всех святых (2 ноября) празднуется День всех усопших верных. В православных церквях празднование Дня всех святых приходится на первое воскресенье после Дня Святой Троицы (в 2017 году — 4 июня).

Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн был праздником одновременно для всех народов  Британских островов и прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным. В то же время нет никаких доказательств того, что в языческие времена праздник имел какое-либо особое значение, кроме сельскохозяйственного и сезонного. Традиционно считается, что восприятие Самайна как тёмного языческого праздника, связанного с мёртвыми, обязано своим появлением христианским монахам X—XI веков, писавших о нём спустя примерно два столетия после утверждения Дня всех святых и примерно через 400 лет после принятия Ирландией христианства. Что до Хеллоуина, так этот праздник не имеет никакого отношения ни к религии, ни к верованиям  кельтов – он своеобразно переработанный аналог Самайна в его более позднем варианте (с демонами, призраками и ряжеными).

С этого момента начинается преемственное развитие двух праздников. Как и Самайн, Хеллоуин традиционно отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. В Шотландии и Ирландии Самайн носил название Oidhche Samhna и Oíche Samhna, и современные носители гэльских языков по-прежнему обозначают Хеллоуин словами Oíche/Oidhche Samhna. До сих пор на севере Шотландии и Ирландии принято проводить ритуалы для успокоения мёртвых и рассказывать ночью 31 октября легенды о предках.

Примерно в XVI веке сложилась традиция выпрашивания сладостей ночью 31 октября. Дети и взрослые надевали тканевые маски и ходили от одной двери к другой, требуя от хозяев угощение и мелко шаля. Обычай надевать ролевые костюмы и носить с собой «светильник Джека» появился только на рубеже XIX и XX веков, причём в обмен на деньги или еду изначально нужно было предлагать разные развлечения.

 

Источники:

Википедия

http://svagor.com/samhain

© http://grimuar.ru/ritualy/samayn-prazdnik-keltov-i-vedm.html

Самайн
error: Копирование материала отключено. Спасибо за понимание.