«

»

Распечатать Запись

Шаманское представление об устройстве души


Автор: Скляренко Виктор Рамэссович

Источник статьи


Введение

Данная статья посвящена одному из важных вопросов этнической психологии –  вопросу шаманского представления о душе. С одной стороны, в шаманстве не существует единой системы представлений и в разных этнических традициях можно наблюдать много расхождений в описании души.

Однако, среди этого разнообразия можно выделить те общие черты, которые характеризуют основные практико-теоретические воззрения, применяемые в шаманской деятельности разных народов. В данной статье описаны представления о душе бурят-монгольской этнической традиции которые, по моему мнению, являются обобщающими для представлений народов Средней и Центральной Азии, а так же Северной и Восточной Сибири.

Материал данной статьи представляет собой содержание главы «Представление о душе» из моего авторского методического пособия «Практическое освоение опыта анимистического мировосприятия в контексте реконструкции половецкой этнической традиции»./ Методическое пособие-практикум. – Мариуполь: МИМАУП, 2012 – 24 с. Пособие предназначено для студентов психологических специальностей МИМАУП по предметам «Этническая психология», «Этнология» и «Антропология».

Описание состава душевных сил представленное в данной статье, будет интересным, как студентам изучающим этническую психологию, так и психологам, которые практикуют методы психотерапии в контексте шаманской практики, трансперсональной психологии, холистического подхода и юнгианского анализа, а также всем интересующимся темой этнической психологии и шаманской практики.

 

Состав душевных сил

В шаманских этнических традициях душа представляется, как совокупность нескольких составляющих душевных сил. Эти силы могут быть потеряны в результате психических или физических травм. Потеря или травмирования частей души грозит человеку болезнью, или смертью, в зависимости от степени травмирования. Но душевные силы могут быть возвращены с помощью шаманских упражнений и/или обрядов.

Работа шамана по возвращению утраченных частей души называется целительством. То есть, в результате такой работы душа должна стать целой. Поэтому, для эффективной целительской практики шаману нужно отличать, какие именно части души были потеряны, или травмированы, чтобы подобрать соответствующие действия по их лечению.

Схематически строение души может быть изображено следующей схемой:

На рисунке приведены следующие составляющие душевных сил:

1) Ами; 2) Сунесу; 3) Сульде; 4) Удха; 5) Сэтгэл.

Изображения душевных сил на рисунке в разделенном виде изображены сугубо условным, поскольку в жизнеспособном состоянии силы души соединены и действуют как единое целое.

 

Ами — основная, вечная душа. Она имеет целостную неделимую природу. Считается, что она является частью Солнца. Солнце считается проявлением всемирной богини-матери Умай, которая дает душу всем живым существам. Ами имеет солнечный светло-желтый цвет. Ее здоровое состояние сопровождается ощущениями легкости, счастья, свободы, жизнерадостности. Она относится к Верхнему Миру Духов и после смерти человека возвращается в Верхний Мир.

Ами перевоплощается и рождается снова и снова в разных жизненных формах, в разных сторонах мира, в зависимости от опыта и силы, приобретенной в предыдущих жизнях. Таким образом, Ами несет в себе последствия поступков человека в предыдущих воплощениях.

Травмирования Ами проявляется, как ощущение тяжести, подавленности, скованности, подавленности, печали, горя. Внешне человек выглядит «осунувшимся», углы рта опущены, плечи ссутулившиеся. Для лечения Ами нужно искать действия, которые возвращают радость жизни, ощущение свободы и счастья. Это могут быть действия по изменению условий жизни, а могут быть действия по выполнению шаманских упражнений и обрядов.

Сунесу — телесная душа. Относится к Нижнему Миру Духов. Состоит из Духов-предков — телесных родовых сил человека. Эти силы проявляются в цвете волос,  цвете кожи, формах тела и других телесных признаках, которые передаются потомкам от предков. Таким образом, духи Сунесу перевоплощаются в последовательности поколений. Собственно они и формируют материальное тело, которое является «сосудом» (чашей) для Ами. Такое представление выражено в изображении «чаши жизни» в руках каменных «половецких баб». Сама же каменная скульптура является изображением Сульде (личности).

Сунесу формирует тело из элементов земли, получаемых от растений в процессе питания.

Телесные силы могут накапливаться, или теряться. Если, например, в роду несколько поколений подряд люди занимаются какой-то деятельностью, то телесные способности к этой деятельности накапливаются и передаются потомкам. А если несколько поколений подряд в роду только тратятся телесные силы накопленные предками, (например, пропиваются) потомки рождаются с какими-то недостатками. Такие представления очень напоминают генетическую теорию. Кстати, слово «ген» происходит от латинского «генос» – род. Однако, «генос» может быть переведено и как «дух». Отсюда латинское слово «гений» — воодушевленный, вдохновленный.

Сульде — в смысловом значении можно перевести как «личность». Сульде состоит из тех «образов Я», которыми человек пользуется в жизненной деятельности. Например, «Я водитель», «Я спортсмен», «Я смелый», «Я веселый» и тому подобное. Эти «образы Я» в шаманстве считаются проявлениями личных духов-помощников. Духи-помощники могут пополняться в процессе жизни. Усвоения новых знаний, умений и навыков и есть формирование новых духов-помощников – деятельностных составляющих личности. Если деятельность человека осуществляется при наличии соответствующих духов-помощников, то такая деятельность будет успешной. А если соответствующих духов у человека нет, то человек чувствует себя неуверенно в данном виде деятельности и такая деятельность будет неуспешной.

Сульде относится к Среднему миру Духов. Это душа, которая не перевоплощается. После смерти она поселяется где-то в естественной среде, которое ей нравится и живет там вечно. Сульде зависящее от того времени и пространства, где жил человек. Некоторые Сульде могут стать Удхой, если при жизни человек повлиял на мысли и представления других людей и воспринимается, как авторитет.

Удха — Дух покровитель. Слово происходит от Ат Хан: «Ат» – огонь, «Хан» – хозяин. Это духовная сила, которая наполняет жизнь человека смыслом. Удха дает ощущение вдохновения, морального удовлетворения от деятельности, если эта деятельность отвечает задачам Удхи. Удха является духовным учителем человека, а также защищает человека от болезней и неудач. Этот дух приходит с мира духов и ведет человека по жизни.

Если человек действует не по своему смыслу жизни, связь с Удхой слабеет и Удха может вообще уйти от человека. Тогда появляется депрессия, лень, печаль. При таких обстоятельствах человек может попасть под влияние узута. Узут  –  это Сульде злого человека, фальшивая удха, которая дает ложные смыслы.

Узут может занять место настоящей Удхи. В таком случае человек начинает ставить фальшивые, болезненные цели, жить не свою жизнь. Внешне это выглядит, как негармоничное, саморазрушающее поведение. Узуты побуждает человека получать радость жизни неестественным путем. Именно при таких обстоятельствах люди начинают пить, употреблять наркотики и заниматься другими саморазрушительным видами деятельности. Поэтому в целительстве душевных сил важно вернуть человеку его настоящую Удху.

Обычно возвращение Удхи в шаманской практике происходит путем путешествия в Мир Духов с поиском Животного Силы.

Удха может прийти в виде животного, или в виде человека; она может принадлежать Верхнему, Среднему, или Нижнему Миру Духов, или принадлежать ко всем трём Мирам. Например, Удха-птица – относится к Верхнему Миру, Удха-рыба (а так же животные, которые живут под землей, в норах) – к Нижнему, Удха-олень – к Среднему. А например, Удха-утка (лебедь, гусь) – к верхнему, среднему и к нижнему одновременно, потому что утка может действовать и в небе, и на земле, и под водой.

Каждая Удха формирует определенные ценности и побуждает к определенным действиям, в которых и помогает. Удха может уйти от человека при определенных обстоятельствах. При жизни человека Удха может меняться. Для духовной практики важно знать свою Удху и общаться с ней.

Сэтгэл — сознание. Это середина, центр душевного пространства человека. В буквальном переводе «сэт» — свет, «гэл» — середина. В шаманских традициях костер в юрте расположен по центру юрты. Аналогии домашнего очага является Сэтгэл во внутреннем душевном мире человека. Сознание «сводит» все духовные силы человека в единую систему, в «единое целое».

Эта душа является функцией Ами в воплощенном состоянии, действием Ами по интеграции духовных сил человека. После смерти человека эта функция Ами бездействует и духовные силы идут каждый своим путем.

 

Аналогии шаманских представлений о составе душевных сил с представлениями некоторых классических методов психотерапии

Представлению об Ами аналогично представление о «Высшем Я» в психосинтезе Роберто Ассаджоли и об архетипе Самости у К.Г.Юнга. В других теориях психологии аналогии Ами нет.

Представлению о Сульде аналогично представление о личности, которая состоит из субличностей у Р.Ассаджоли, частично о Персоне у К.Г.Юнга и частично о Эго у З.Фрейда.

Представлению об Удхе аналогично представление о «внешнем организующем центе» у Р.Ассаджоли, частично о Персоне у К.Г.Юнга, частично о Суперэго у З.Фрейда.

Представлению о Сунесу аналогична генетическая теория в биологии, а в психологии есть только очень отдаленные и частичные аналогии – «низшее бессознательное» у Р.Ассаджоли, Ид – у Фрейда.

Представлению о Сэтгэл в психологии аналогично представление о сознании у Р.Ассаджоли и представление о сознании психологии вообще.

Заключение

Указанные аналогии шаманских представлений о душе с представлениями классических методов психотерапии можно провести достаточно условно, по признакам некоторой общности смысла данных конкретных составляющих функционирования психики. Конечно же полного соответствия этих представлений нет, как нет и полного соответствия представлений о функционировании психики у современных авторов психологических теорий. Однако, те условные аналогии, которые удается провести между разными представлениями позволяют психологу рассматривать наблюдаемые психические явления и состояния с точки зрения разных теоретических концепций и выстраивать некоторую обобщенную картину функционирования психики.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://taroskop.ru/archives/7457