Расклад «Трудный ребенок» позволяет понять мотивы поступков ребенка, причины его сложных отношений со сверстниками, родителями, другими взрослыми, болевые точки в личности.

S – ребенок как личность.
1. Какая ситуация послужила толчком к девиантному поведению* (здесь может быть все, что угодно – от несчастной любви до развода родителей, или даже просто спор с друзьями или скука).
2. Отношения с матерью.
3. Отношения с отцом.
4. Отношения между родителями.
5. Отношения со сверстниками.
6. Отношения с социумом (учителями, родственниками, соседями и т. д.).
7. Внешняя причина девиантного поведения (желание показать себе и друзьям, что взрослый и крутой, например, что смелый и т. д.).
8. Внутренняя причина девиантного поведения (истинные мотивы). В принципе, внутренняя причина может совпадать с внешней или дополнять ее. Например, желание показать себя взрослым может произрастать из уровня самооценки. Но здесь также может находиться и другая причина, например, страх, протест, неумение видеть причинно-следственные связи (кстати, очень частая причина) и пр.
9. Что можно сделать для того, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой.
10 . Что ни в коем случае нельзя делать.
11. К чему может привести девиация (например, может ли она перерасти в зависимость или «отвалится» со временем сама). Вспоминается коллега моего отца, который говорил, что он в 4 классе уже курить бросил, и кстати, не начинал больше. 🙂
12. Что родитель должен понять о своем ребенке (или о себе) в связи с этой проблемой.

* – «Проблемное» поведение специалисты называют девиантным. К нему относят и поведение, вызванное какими-либо психическими отклонениями, и поведение, нарушающее общекультурные нормы: пьянство, употребление наркотиков, побеги из дома, попытки самоубийства (суицид).

© Светлана Кравцова, Goodomen.ru
Источник

Трудный ребенок
error: Копирование материала отключено. Спасибо за понимание.