Карма (на санскрите — деяние, действие, плод действия) — это одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перевоплощении. Появляется уже в ведах и в дальнейшем входит почти во все индийские религиозно-философские системы, является существенной частью индуизма, буддизма и джайнизма.
Хотя понятие кармы обычно ассоциируется с восточной философией, тем не менее многие понимают, что «Закон кармы» является таким же фундаментальном законом природы, как гравитация и время. Как гласит 3-ий закон Ньютона «сила дейсвия равна силе противодействия. «Каждое наше действие вызывает определенные последствия. Согласно закону кармы, если мы причиняем зло или страдание другому живому существу, то мы также будем страдать — это относится к каждому человеку и обществу в целом. Мы всегда расплачиваемся за содеянное. В каждом языке есть пословицы «что посеешь, то и пожнешь», «как аукнется, так и откликнится» и так далее.
В широком смысле карма — это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования. В более узком смысле кармой называют вообще влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. В обоих случаях карма предстаёт как невидимая сила, причём лишь общий принцип её действия полагается ясным, внутренний же механизм её остаётся совершенно скрытым. Считается, что карма определяет не только благоприятные или неблагоприятные условия существования (здоровье — болезнь, богатство — бедность, счастье — несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т.д.), но в конечном счёте — прогресс или регресс по отношению к главной цели человека — освобождению от пут «профанического» существования и подчинения законам причинно-следственных связей. То есть можно сказать, что по закону кармы любые события в жизни человека не случайны, и что поведение и поступки в прошлом воплощении могут влиять на настоящую жизнь. Если человек стал причиной чьих-либо несчастий в прошлом, то в следующей жизни он будет вновь встречать земные воплощения душ этих же самых людей, оказываясь в ситуациях, благоприятных для отработки кармического долга. Данные взаимодействия называются кармическими связями. Отношения с людьми, с которыми уже происходили встречи в прошлых воплощениях, могут быть как счастливыми, так и очень сложными, запутанными, полными проблем, конфликтов и разочарований.
Понятие кармы тесно переплетено с теорией реинкарнации, переселения душ. Христианские конфессии и Церкви, имеющие Апостольское преемство, отрицают веру в существование кармы. Однако, изначально христианство не отрицало эту теорию. Родоначальники христианской церкви Климент Александрийский, Юстиниан Мученик, а также святой Григорий Нисский и святой Иероним неоднократно выступали в поддержку идеи реинкарнации. Наиболее откровенно по этому поводу высказывался Ориген (185–254 гг.), которого «Британская энциклопедия» ставит на второе место по значимости после Августина Блаженного среди отцов церкви. Лишь в 553 году V Вселенский Собор в Константинополе по воле императора Юстиниана запретил христианам верить в перерождение душ. Мотивы такого решения были прежде всего политические и вызвали сильнейшее недовольство верховного духовенства, большинство из которых отказались принимать участие в этом Вселенском Соборе. Народом, который верит в то, что жизнь одна, легче управлять, потому что смысл такой жизни теряется. Терпи, смиряйся, а после смерти ожидай Суда.
У закона кармы нет морали или справедливости. Этот закон не нуждается в руководителе, судье и исполнителях приговора. Закон кармического воздаяния можно сравнить с законом всемирного тяготения. Если бросить яблоко, оно упадет вниз. Причина — следствие. Если человек, бросающий яблоко, не верит в закон всемирного тяготения, яблоко все равно упадет на пол. Карма и справедливость — это не одно и то же. Иногда эти понятия объединяют, но это не совсем верно. Справедливость подразумевает, что был где-то какой-то договор поступать «правильно». Кто-то его нарушил, или, наоборот, смог соблюсти, хотя это было трудно. Был кто-то верховный, следящий за соблюдением того договора и он может кого-то наградить или наказать по справедливости. Но карма работает как энергия, как поле, механически, а не разумно.
Многие люди вообще не верят в закон причинно-следственной связи, пытаясь прогнуть мир под себя, а свои неудачи списывая на невезение или на происки врагов. Но это нисколько не мешает этому закону работать.
В отличие от понятия судьбы или рока, с которыми иногда отожествляют понятие «карма«, для последнего существенным является его этическая окрашенность, поскольку обусловленность настоящего и будущего существования имеет характер возмездия или воздаяния за совершенные поступки (а не воздействия неотвратимых божественных или космических сил).
Можно сказать, что карма человека — это судьба его души. Но ещё существует карма народа, страны, города, рода, семьи. Причинная материя окутывает всё, что есть и в физическом и в астральном плане.
Карма в различных философиях.
Закон кармы имеет духовное происхождение. Карма не является наказанием или воздаянием, а представляет собой естественные последствия деятельности индивидуума. Кармические последствия также могут быть нейтрализованы с помощью определённых действий и не обязательно являются частью судьбы индивида, не поддающейся изменению. То есть определённое действие, практикуемое в настоящем, не привязывает человека к какому-то определённому будущему опыту или реакции — карма не является настолько простым соотношением между наградой и наказанием.
В священных писаниях индуизма карма делится на три вида: санчита (накопленная), прарабдха (приносящая плоды) и криямана (накапливаемая в настоящий момент). Вся криямана-карма в конце концов превращается в санчита-карму. Из запаса санчита-кармы для каждого воплощения индивида берётся пригоршня — и эта пригоршня действий, которая уже начала приносить свои плоды, и которая истощится только после того, как её плод будет вкушён, называется прарабдха-кармой. Таким образом, пока запас санчита-кармы ещё не истощился, его часть забирается как прарабдха-карма, давая индивиду кармические результаты в этой жизни, и удерживая его в круговороте рождения и смерти.
Последователи некоторых систем философии индуизма (таких как ньяя и вайшешика) считают, что закон кармы непосредственно контролируется Богом — Верховным Существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. Таким образом, утверждается, что адришта — добродетельная и греховная карма определённых живых существ — не может сама по себе принести надлежащие результаты, так как является неразумным, лишенным сознания началом. Тот, кто контролирует адришту и распределяет все радости и печали жизни в соответствии с кармой, — это Бог.
В некоторых других системах — таких как санкхья и миманса — закон кармы является автономным и действует независимо от воли Бога. Согласно этим системам, происхождение и устройство Вселенной можно объяснить с помощью одного закона кармы без признания бытия Бога.
В буддийской теории карма создается только намеренным, то есть, осознанным действием, а не всяким действием вообще. В буддийской терминологии карма никогда не обозначает свои последствия; её последствия известны как «плод» или «исход» кармы (камма-пхала или камма-випака). Намерение может быть хорошим или плохим, так же как и желание может быть хорошим или плохим. Хорошая карма (кусала) дает в дальнейшем хорошие последствия, а плохая карма (акусала) — плохие последствия.