Легенды, связанные с происхождением таро
Есть одна очень красивая легенда о происхождении ТАРО. П. Христиан в своей «Истории магии» описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, в котором особую роль играли изображения, похожие на 22 Аркана ТАРО. «Посвященный оказывался в длинной галерее, поддерживаемой кариатидами в виде двадцати четырех сфинксов — по двенадцать с каждой стороны. На стене, в промежутках между сфинксами, находились фрески, изображающие мистические фигуры и символы. Эти двадцать две картины располагались попарно, друг против друга. Проходя мимо двадцати двух картин галереи, посвященный получал наставление от жреца. Каждый Аркан, ставший, благодаря картине, видимым и ощутимым, представляет собой формулу закона человеческой деятельности по отношению к духовным и материальным силам, сочетание которых производит все явления жизни.»
Однако если провести честные и непредвзятые исследования древнеегипетского символизма, мы не найдем никаких следов двадцати двух Арканов ТАРО. Символы ТАРО не имеют ничего общего с теми египетскими памятниками, которые сохранились до нашего времени. Поэтому нам придется принять утверждение Христиана на веру, предположив, что его описания, как он сам говорит, относятся к «тайным убежищам храма Осириса», от которых не сохранилось ныне следов. Также является достаточно спорным утверждение об индийском происхождении ТАРО: ни в живописи, ни в скульптуре, ни в эпосе нет ни малейших следов Арканов ТАРО, их логики и структуры символов.
Гораздо более реальным представляется гипотеза о масонском средневековом происхождении Арканов ТАРО. Рисунки на сохранившихся древних картах, а также их логика соответствуют европейскому символизму XV века. Самое раннее документальное упоминание о картах ТАРО относится к 1367 году.. Существует запись итальянского живописца Никколо Кавелуццо, сделанная в 1379 году в хрониках его родного города: «введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими „наиб“». Эти ранние карты имели четыре масти: чаш, мечей, монет и клюшек для поло (которые европейцы восприняли как палки) и фигуры, состоящие из короля и двух чиновников-мужчин. Однако существовали карты мамлюков с 22 козырями — очень похожие на Таро, которые, возможно и были их предком и предком самих игральных карт, или Таро были вначале, произойдя от карт Мамлюков, а из них возникли игральные карты — с точки зрения людей, считающих, что игральные карты и Таро связаны. Карты Мамлюков по своей структуре напоминали именно Таро: 56 младших арканов и 22 старших козырей, делилясь на 4 масти — мечи, посохи, кубки и пентакли (также известные как «диски» и «монеты»). Запрет Корана на изображение людей мамлюки ревностно соблюдали, и поэтому наносили на карты лишь так называемые арабески. Игральные карты с привычными для нас мастями (трефами, пиками, червами, бубнами) введены в употребление французами незадолго до 1480 года. Те, кто утверждает, что игральные карты произошли от Таро, убеждены, что доказательством этому служит джокер. По их мнению, это единственный уцелевший козырь Таро («Шут»), а остальные козыри были упразднены. Но, видимо, это может являться заблуждением. Джокер возник в США около 1857 г. и использовался в качестве т. н. «дикой» карты в покере, или в качестве старшего козыря в игре юккер.
В «Исследованиях по истории игральных карт» Самуэль Уэллер Сингер выдвигает тезис о том, что карты проникли в Южную Европу из Индии через Аравию. Вполне вероятно, что они были частью магической и философской мудрости, перенятой Тамплиерами от сарацин или же от одной из мистических сект, процветавших в то время в Сирии. По возвращении в Европу Тамплиеры во избежание преследования скрыли тайное значение символов, используя страницы своих магических книг как средство развлечения и игры. В поддержку этого взгляда Джон ван Ренселлен писал в «Книге дьявольских картинок»: «Эти карты были ввезены возвращающимися домой воинами, которые привезли с собой много приобретенных на Востоке обычаев и привычек, и это является довольно точно установленным фактом. И это не противоречит мнению многих авторов, что цыгане, которые начали бродить по Европе примерно в то же время, ввели в обычай карты, которые использовались ими для тех же целей, что и сегодня — для предсказания судьбы».
Но, как считается на основе большинства современных исследований, карты Таро появились в Италии в начале XV столетия (1420—1440). В 1450 г. в Милане появляется колода Таро Висконти-Сфорца. Сохранившиеся фрагменты колод, изобретенных семействами Висконти и Сфорца, послужили прототипом современной колоды из 78-ми листов. Дошедшие до нас колоды тех времён представляют собой роскошные карты ручной работы, выполненные для аристократии.
В 1465 г. появляется колода Тарокки Мантенья, структура которой основана на каббалистическом подразделении Вселенной, известном как 50 Ворот Бины. Колода состоит из 50-и карт, 5 серий или мастей (Небесный свод, Основы и добродетели, Науки, Музы, Общественный статус) по 10 карт в каждой. Некоторые изображения на современных картах Таро (старших и младших арканов) были заимствованы из колоды Тарокки (Энциклопедия современной магии, т. 2. 1996 г.). На сегодняшний день нет достоверной информации о том, что карты появились ранее. Иногда историю Таро пытаются начать с 1392 года, поскольку существует датированная им запись, согласно которой у Жакмина Грингонье была заказана колода карт для французского короля Карла VI, и некоторые из этих карт до сих пор хранятся в Париже. Однако колода «Таро Карла VI», хранящаяся в Национальной Библиотеке — это колода ручной работы конца XV в. северо-итальянского типа. Поэтому, возможно, заказанная для короля колода была обычной колодой для карточных игр.
Курт де Гебелин (де Жеблен), большой знаток символики, живший в XVIII веке, видел в картах ТАРО, которые с незапамятных времен использовались для гадания, ключ к мистериям средневековья да и более древних времен. Он считал, что в этих картах как бы отражаются древнеегипетская религия и восточное общество. Для Гебелина и его многочисленных последователей было очевидно, что распространителями ТАРО являются цыгане, переселившиеся в Европу в средние века. Цыгане рассказывали о картах чудеса и использовали их (как, впрочем, и сегодня) для предсказаний.
Книга известного оккультиста XIX века Элифаса Леви «Учение и ритуал высшей магии» (1853г.) написана по плану ТАРО. Каждой из 22 карт Леви посвящает две главы. Он часто ссылается на ТАРО и в других своих книгах: «Великая тайна», «Великий Аркан или разоблаченный оккультизм» и др. Элифас Леви стал первым человеком, который соотнёс 22 козыря с буквами иврита, которые согласно герметической традиции в свою очередь соотносились с астрологическими, алхимическими и другими мистическими символами. Это дало толчок к развитию Таро не только как способу гадания, но и как мощному инструменту магии в целом.
Представляет особый интерес «История магии» Христиана (1854г.), в которой впервые приводится астрологическое толкование 56 карт.
Интересный материал для изучения ТАРО есть в трудах Освальда Вирта, восстановившего рисунки ТАРО и, кроме того, выпустившего несколько интересных книг по герметическому и масонскому символизму.
О ТАРО упоминается в книгах Е. П. Блаватской — и в «Тайной Доктрине», и в «Разоблаченной Исиде». Елена Петровна придавала философии ТАРО особое значение. Она высказывала предположение, что эти карты достались нам в наследство от легендарной цивилизации Атлантиды, откуда они предположительно попали к египетским жрецам.
Изучающему ТАРО следует обратить особое внимание на книгу нашего соотечественника П. Д. Успенского«Новая модель вселенной» (1914г.), в которой данной теме посвящена целая глава.
Особо надо отметить о работе А. Уайта (1857-1942), который реконструировал колоду ТАРО, фактически создав новую. В этой работе ему помогала художница Памела Колмен Смит. Колода карт «Rider Waite Tarot» и книга «Иллюстрированный ключ к ТАРО» появились в 1910г. и решительно отличались от всех существовавших тогда систем.
У французского оккультиста доктора Папюса есть две книги, специально посвященные ТАРО: «Цыганское ТАРО» и «ТАРО для гадания». Репринтные издания этих книг были одними из первых, которые открыли мир ТАРО для отечественного читателя в конце восьмидесятых — начале девяностых годов.
И хотя мнения авторитетов по поводу происхождения карт расходятся сильнейшим образом, ТАРО в том виде, в каком мы его знаем сегодня, датируются XIV — XV веком. С тех пор они мало изменились по форме и структуре, хотя многие символические подробности и тонкости были изменены или пропущены, утрачены. Некоторая символика менялась вместе с изменением мировосприятия человека. Ведь совершенно логично, что символический язык средневекового оккультиста будет значительно отличаться от символического языка современного предсказателя. И пусть этот факт не пугает ревностных почитателей старины, старающихся детально сохранить все старые формы. ТАРО является живой философией, для которой вполне естественно преображаться и совершенствоваться вместе с сознанием человечества.
В XIX — XX веке появилось множество оккультных и философских школ, которые считали своим долгом внести посильную лепту в совершенствование или реконструкцию ТАРО. Появились сотни (и по сей день продолжают появляться!) новых систем, каждая из которых претендует раскрыть истинный смысл аллегорий и символики ТАРО. И каждый из них по-своему прав. Каждая созданная система ТАРО будет говорить на том языке символических и философских понятий, который заложил в нее ее создатель.
Изучая современные системы ТАРО нельзя обойти вниманием такую известную, как «ТАРО Тота» Алистера Кроули (1944г.). Алистер Кроули (1875-1947) был одной из самых скандальных личностей оккультной сцены начала нашего столетия. В системе карт, как в зеркале, отразилась оригинальная, порою противоречивая философия и мировоззрение Кроули. В создании карт ему помогала художница Фрида Харрис.
Использование для гаданий
Невозможно утверждать абсолютно точно, с какого момента карты Таро стали использоваться не только в игре, но и при гадании. Однако первые документальные намёки на возможность соотнесения карт и человеческих судеб относятся к XVI веку. Некоторые поэты того времени, описывая знаменитостей в хвалебных стихах, сравнивали людей с козырями Таро. Такие стихи именовались «tarocchi appropriati», и в одном случае (1527 году) они относятся к судьбе человека. Интересно, что в 1540 году в Италии выходит книга «Гадание» (итал. «Le Sorti»), в которой автор, некто Франческо Марколино да Форли, указывает простой способ предсказания с помощью карт масти монет обычной игральной колоды. Это наиболее ранний из известных нам трактатов о гадании. Хотя колода Таро и содержит аналогичные карты, пока невозможно однозначно утверждать, что Таро являлось в те времена развитым гадательным инструментом. Как видно, намёки на это хотя и есть, но остаются туманными. Говорить о Таро как об оформившейся системе предсказаний, возможно лишь начиная с конца XVI века, поскольку есть записи в Болонье, датированные 1700 годом, в которых недвусмысленно описываются гадательные значения карт Таро.
Происхождение названия таро
Гипотезы о значении слова ТАРО. так же далеки друг от друга и так же многочисленны, как и теории, пытающиеся пролить свет на происхождение карт. Некоторые знатоки до сих пор готовы утверждать: «Таро» — древнеегипетское слово, которое означает «Путь Короля» («ро» — «король», «тар» — «путь»). Однако их убежденность восходит к тем временам, когда основным инструментом для перевода египетских иероглифов служила вольная фантазия. (Когда в начале XIX столетия был обнаружен знаменитый камень Розетты, давший миру истинное значение этих древних знаков, стало понятно, что все предыдущие переводы нельзя назвать иначе как беспомощными.)
Существует еще одно, довольно странное, «доказательство» египетского происхождения и самих карт, и их названия, появившееся уже в просвещенном XX веке. Его автор — американский оккультист Пол Фостер Кейз. Он составил из четырех латинских букв, входящих в название Таго, своеобразную шараду: если переставлять их местами, можно получить слова: rota — «колесо» (лат.), orat — «провозглашенный» (лат.), Ator — имя египетской богини посвящения. Из этих слов «чудесным образом» складывается предложение, «исполненное древней мистической тайны»: Rota Taro Orat Ator — «колесо Таро провозглашает закон посвящения». Даже дух захватывает!
Не менее часто название «Таро» связывают с Торой. Так называют Пятикнижие Моисея (см. начало Ветхого Завета) — свод высших духовных законов для правоверных иудеев. В кругах спиритистов слово «Тора» приобрело свой оттенок смысла — «божественный закон». Все, кто связывает проникновение карт в Европу с именем Моисея и исходом евреев из Египта (а такая гипотеза тоже существует!), находят в этом сходстве дополнительное подтверждение своей теории.
Существует еще одна, весьма забавная версия, согласно которой карты пришли во Францию из северной Италии, где и получили свое название в честь речки Таро, протекающей через город Парма. И никакой вам мистики и тайн! Правда, это мнение не пользуется уважением серьезных экспертов.
Наиболее очевидным сейчас кажется французское происхождение слова «Таро». Считается, что впервые оно прозвучало в интересующем нас контексте и значении примерно в конце XVI столетия. В те времена люди, занимавшиеся во Франции изготовлением карт, называли себя «таротье». К сожалению, этимология этого слова до конца не ясна (возможно, это был некий тайный жаргон, позволявший мастерам скрывать истинный смысл своих занятий от тогдашних блюстителей закона). Однако исследователи (в их числе X. Банцхаф, автор многочисленных популярных работ по интересующей нас теме) полагают, что именно на основе этих французских корней и появилось слово «Таро». Известно, что первоначально карты назывались «карты триумфов (козырей)» (итал. carte da trionfi), однако около 1530 г. итальянское слово «tarocchi» (в ед. ч. «tarocco») начинает использоваться, для того чтобы отличить игру с Таро от игры с обычными козырями (triumphs — trumps). Сразу же отметим, как и обычные игральные карты, Таро использовалось именно в азартных целях, а именно использовались в игре, напоминающей бридж. Эта игра была очень популярна в Европе, в неё продолжают играть и сейчас, особенно во Франции. Некоторые считают, что слово происходит от арабского طرق турук, что значит ‘пути’. Также, это может происходить от арабского ترك тарака, ‘оставлять, бросать’. Согласно другой этимологии, итальянское tarocco происходит от арабского طرح тарх,’отклонение, вычитание’.
Литература
- Таро: теория и практика. Полное описание системы Артура Эдварда Уэйта
- С. Л. МакГрегор Матерс. Таро. Оккультное значение, использование в предсказании, методы игры, и т. д. (1888 г.). Перевод с английского.
- Хайо Банцхаф. Таро и путешествие героя.
- Рэйчел Поллак. Семьдесят восемь ступеней мудрости.
- Рэйчел Поллак. Мудрость Таро. Духовные учения и глубинные значения карт.
- Котельникова А.А. и Котельников А.Г. «Египетское предсказательное ТАРО».
Составитель – (с) neuro