Оригинальное название: The Tarot of Dürer
Составитель: Манфреди Торальдо / Manfredi Toraldo
Художник: Гиацинто Годензи (Гаудензи)/ Giacinto Gaudenzi
Издательство: Авваллон, Lo Scarabeo
Производитель: Италия
Год издания: 2009
Состав: 78 карт + инструкция на русском языке
Особенности: Сила – 11, Правосудие – 8.
Категория: любовно-эротическая колода
Альбрехт Дюрер, немецкий живописец и гравёр, родился в Нюрнберге 21 мая 1471 году в семье мастера золотых дел. Дюрер по праву считается одним из самых значительных мастеров Северного Ренессанса, и, как полагают, является самым умелым гравёром всех времён; гений мастера был признан его современниками, и он пользовался покровительством представителей власти того времени. Ещё в юности, будучи учеником нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута, Дюрер увлёкся гравюрами на дереве. Проникнувшись выразительными возможностями гравюры, которые соответствовала его духовным наклонностям, Дюрер в поиске пути совершенствования путешествует по Германии и соседним с ней странам, после чего открывает собственные мастерские. Осенью 1494 года Дюрер посещает Италию. Главной целью его визита становится Венеция, не надолго он останавливается также в Мантуе, Падуе и Павии, куда он вернётся снова в 1505 году. Здесь он становится восторженным почитателем Итальянского Ренессанса, который в значительной мере повлиял на его дальнейшее творчество – его северная духовность наполнилась итальянским мистицизмом. Благодаря природным наклонностям к синтетическому пониманию вещей, Дюрер приходит к использованию аллегорий для полнейшего выражения своих мыслей. Наиболее ярким и блестящим примером этого является серия из 15 гравюр, созданная художником в 1498 году на сюжеты «Апокалипсиса Иоанна Богослова».
Вдохновленный стилем Альбрехта Дюрера, итальянский миниатюрист Гиацинте Годензи создал иллюстративный ряд этого Таро. Стараясь проникнуть в образы гравёра времён Возрождения, навеянные жизнью и образом мысли начала XVI века, современный мастер Годензи разработал особую геральдику карт Таро, в которой животные используются как всеобъемлющие аллегорические символы. Двадцать два Старших Аркана украшены соответствующими латинскими девизами. Пятьдесят шесть Младших Арканов разделены на четыре группы по четырнадцать карт в масти, которые соотносятся с четырьмя космическими стихиями, чьими символами являются метафорические животные:
Чаши – Вода – Голубь: Чувства, духовность, белая магия.
Пентакли – Земля – Орёл: Финансы, материальное благосостояние, земная власть.
Булавы – Огонь – Лев: Храбрость, борьба, закон и порядок.
Мечи – Воздух – Лиса: Инициатива, ясность мышления, защита.
С этой колодой вообще загадочная вещь. Существует 2 варианта колоды Дюрера –
1) черно-белое таро, в колоде представлены только Старшие арканы, это более ранний вариант колоды, и, как скорее всего, и есть оригинальная колода Дюрера
2) цветной вариант, где уже есть и Старшие, и Младшие арканы. Хотя по поводу авторства и названия цветного варианта в таро-сообществе ходят споры. В России эта колода была выпущена в 2007 г. под названием “Таро Преображения”, и на ней не было никаких ссылок на Дюрера и Гиацинто Годензи.
Оба варианта Таро Дюрера принадлежат итальянскому издательству Lo Scarabeo, и рисовал их один художник – Гиацинто Годензи. Черно-белый вариант был первым создан художником по мотивам творчества Дюрера по заказу издательства и вышел в 1989 г. Цветной вариант колоды был доработан в соавторстве с Манфреди Торальдо и опубликован в 2002г. Учитывая, что черно-белое таро Дюрера вряд ли можно отнести к эротическим колодам, речь, по-существу идет все же о двух разных колодах, а не о кратком и полном варианте одной колоды. Цветной вариант также иногда путают с таро Декамерон, т.к. художник один и стиль изображений, соответственно, тоже.
ИКОНОГРАФИЯ ЧЕРНО-БЕЛОГО ВАРИАНТА КОЛОДЫ
0. Безумец (IL MATTO)
Во времена Средневековья человеческое безумие было предметом частых философских споров и неоднозначного подхода. Эта тема нашла отражение во многих литературных произведениях и в живописи. Дюрер же разрабатывал эту тему, когда участвовал в подготовке иллюстраций к изданию «Корабль дураков» (1494 г.) Себастиана Бранта. В некоторых случаях безумие трактовалось как одержимость дьяволом, в то время как в других оно было знаком религиозного совершенства, отличительным признаком святости и пророчества; было здесь и сумасбродство шутов, позволявшее им сообщать нелицеприятную правду сильным мира сего. В миниатюрах Таро фигуры безумцев воплощают физическую немощь и духовное убожество. В интерпретации Дюрера, когда художник передает тщетные усилия того, кто хочет подняться вверх по лестнице без опоры, безумство — символ вызова невозможному, недостижимому.
I. Маг (IL BAGATTO)
В Таро XV века эта карта представляла то игрока, то умельца-ремесленника, намек на возможности человека быть расчетливым и вести дела с умом и сноровкой в любом виде деятельности, за что бы он не взялся. Изображение обезьяны, которое появляется у Дюрера впервые в его «Мадонне с обезьяной» (1497 г.), вероятно, является аллегорией человеческих знаний: как обезьяна имитирует человека, так и человек, этот simia del (подобный божествам), пытается подражать создателю вселенной.
II. Папесса (LA PAPESSA)
В позднем средневековье — символ христианской веры, с течением времени фигура Папессы приобрела другие значения, часто противоречивые, становясь иногда символом ереси, а также символом эзотерических тайн, скрывающихся за религиозными догмами. В изображении Дюрера оба значения представлены одновременно – Плащаница (Sudurium) как символ веры и рептилия, прячущаяся среди бревен, как символ сомнения.
III. Императрица ( L’IMPERATRICE)
Традиционно образ Императрицы воплощает интеллектуальные достоинства людей и их лучшие качества (понимание, доброта души, щедрость, желание служить добру); достоинства, присущие левретке (собаке), растянувшейся у ног женщины, твердо сидящей на троне. Благородное животное, соотносящееся с Луной, и поэтому инстинктивно также указывает на верность, преданность моральным принципам и способность пожертвовать собой во имя идей.
IV. Император (L’IMPERATORE)
Изображения Императора не претерпело значительных изменений за всю историю карт. Обычно его рисуют сидящим на троне. В руках у него атрибуты светской власти (скипетр и золотой шар), символы плодородия и власти над миром. Очень часто ноги у него скрещены — ритуальный жест, связанный со средневековой традицией правосудия. Дюрер также представил Императора в «Солнце Правосудия» (1505 г.) в этой позе.
V. Папа (IL’PAPA)
Фигура Папы с древних времен представляет Святую Церковь, а в более широком смысле слова, в переносном значении — догмы, таинства, молитвы, заключенных в ключах Святого Петра, которые делают спасение души достижимой всеми верующими.
VI. Любовники (GLI AMANTI)
Полностью отойдя от традиционной иконографии «Таро», Дюрер взял из «Большого Сатира» (1498 г.) одну деталь. Художник именно так, а не через брак, решил передать радость чувств, наслаждение. Этим чувствам во времена язычества, когда они были в центре ритуалов и праздников в честь Орфея и Диониса, придавалось большое значение. С приходом христианства им стали приписывать демонические силы, но в эпоху Возрождения такой подход был пересмотрен одновременно со всем классическими традициями (Овидий, Апулей и т. д.).
VII. Колесница (IL CARRO)
Изображение Колесницы на картах Таро с течением времени претерпело изменения, появилось два варианта: это образ воина-победителя, на примере древних триумфов римлян, к которым вновь обратились в эпоху Возрождения, или же фигура богато одетой женщины, стоящей прямо на колеснице, запряженной грифонами. В обоих случаях есть желание передать аллегорию славы, которая делает бессмертными некоторых героев, принося миру эхо их подвигов. В этой фигуре Дюрер избежал каких бы то ни было ассоциацией с традиционной иконографией, создав образ для различных толкований.
VIII. Правосудие (LA GIVSTIZIA)
Обращаясь к своим ранним гравюрам «Немезида» и «Великая Судьба», созданным в 1502 г. на основе поэтического текста «Мантия» (или «Покров») итальянского гуманиста Анджело Полициано, Дюрер хотел возвратить этому образу его первоначальное значение. Немезида, по сути дела, была греческой богиней Возмездия, хранительницей равновесия мира и справедливости, что всегда приводит хаос к порядку, а со временем смягчает крайности.
IX. Отшельник (L’EREMITA)
Отшельник у Дюрера — это еще одна вариация на тему, трактуемую по-разному с XV века до наших дней. Символ мысли, стремящейся проникнуть в тайны природы, времени и Священного Писания, Отшельник в Таро идентифицируется то с Отцами церкви, то со средневековыми аскетами, или же с магами, алхимиками и с философами, которые в одиночестве смогли совершить чудо и отделить дух от материи, душу от тела.
X. Фортуна (LA FORTUNA)
Этот образ также претерпел со временем многочисленные изменения, все больше и больше удаляясь от первоначального значения. В средние века наиболее распространенное изображения «Колеса Судьбы» представляло некоторых людей, цепляющихся за колесо; они поднимались и опускались, держа в руках картуши с надписями Regno, Regnobo, Sum Sine Regno, явный намек на непостоянство Фортуны. Дюрер, несмотря на предложение новой интерпретации Колеса, сумел противопоставить концепции Фортуны (Fortune) понятие Добродетели (Virtus), то есть Судьба слепо продолжает свой путь, сметая надежды и желания.
XI. Сила (LA FORZA)
В эпоху Средневековья и Возрождения Сила изображалась разными способами: «Геркулес, побеждающий Льва Немейского», а также «Самсон и Лев» — это самые распространенные образы физической силы, в то время как сила духа представлена изображением девушки, разбивающей колонну или укрощающей льва. Образ, созданный Дюрером, выделяется среди более древних моделей своей выразительной силой и пластичностью.
XII. Повешенный (L’APPESO)
Карта, значение которой вызывало самое большое число противоречивых толкований. Образ отстраненности от материальных забот, внутреннее просветление, озарение, ртуть алхимика… Такие толкования вызваны незнанием средневековых обычаев. По сути, фигура Повешенного представляет искупление вины, так наказывали или казнили отступников, предателей.
XIII. Смерть (LA MORTE)
Смерть — тринадцатая карта в колоде Таро, — число, считающееся несчастливым с древнейших времен. Карта изображала скелет, угрожающе потрясающий косой и поражающий людей самых разных социальных групп. Эта тема широко разрабатывалась в средние века; достаточно вспомнить большие циклы в живописи, изображающие пляски смерти или трактаты на темы морали в «Ars Morendi» или тему «Апокалипсиса» и серию известных гравюр Дюрера.
XIV. Умеренность (LA TEMPERANZA)
В символике христианства умеренность — это достоинство, в аллегорической форме выражающее способность погасить огонь страстей водой созерцания и водой молитвы, то есть совестью и доброй вестью, представленной ангелом. Эта иконографическая модель осталась неизменной с течением времени, к ней обратился также и Дюрер, изменив, однако фигуру «Меланхолии» (1511 г.), своей более ранней гравюры.
XV. Дьявол (IL DIAVOLO)
Для создания фигуры Дюрер вновь обратился к своему произведению «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1511 г.), где можно видеть Дьявола, следующего за лошадью. Чтобы придать законченность фигуре Дьявола Дюрер добавил новые элементы (змея, козлиные ноги, козел шабаша, дым серы), что делает почти осязаемой зловещую силу изображенного образа.
XVI. Башня (LA TORRE)
В средневековой иконографии разрушение башни всегда было равнозначно воздаянию за гордыню человеческую; наказание может быть через естественные силы, случайные — молнии, метеориты, пожары, через военные действия или осуществленное правосудием. В средние века высота башни соответствовала статусу семьи, в чьих владениях она была, а, нередко, вследствие борьбы между противоборствующими сторонами, победители приказывали уменьшить высоту башни врага.
XVII. Звезда (LE STELLE)
Иконография этой карты не отличалась единообразием даже в эпоху средневековья;
в традиционных колодах Таро наиболее распространенным было астрологическое изображение, однако в аристократической среде в ходу был рисунок с изображением женской фигуры, держащей звезду, что могло олицетворять Венеру.
XVIII. Луна (LA LUNA)
Подобно карте «Звезда», в изображении Луны в колодах Таро XV века появлялись девушка со звездой или же два астролога, проводящих измерения. В следующем веке закрепилась композиция с изображением Луны, башен (ворота солнцестояния) и созвездия Рака (считающейся домом, прибежищем Луны). При создании это образа Дюрер дал волю собственной фантазии, гармонично объединив целый ряд символических знаков, традиционно находящихся под покровительством Луны: псы, астрология, ночь, сон (и сновидения).
XIX. Солнце (IL SOLE)
В эпоху Возрождения эта карта выглядела по-разному: в изысканном варианте на ней был изображен держащий солнечное светило Аполлон, в то время как традиционная иконография этой карты представляла Солнце, озаряющее находящегося в бочке Диогена. Во всех случаях Солнце с самых древних времен всегда являлось символом высшей справедливости и моральной чистоты, так что в средние века Солнце стали соотносить с самим Иисусом Христом.
XX. Страшный Суд (IL GIVDIZIO)
Страшный Суд является постоянной темой в христианской религии. Этот момент, предшествующий решающей битве между Добром и Злом, получил свое развитие в бесчисленном множестве представлений. Изображения соответствуют в большинстве случаев описанию, представленному в Евангелие от Матфея: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласное, и соберут избранных…» (24, 31); или же: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (27, 52).
XXI . Мир, Вселенная (IL MONDO)
Карта Мира. Изображение на ней претерпела большие изменения со временем. В изображениях изысканных Таро — это шар с «Civitas Dei» (со всем Божьим), который поддерживают два ангела. В традиционных, распространенных колодах Таро тот же шар, но на нем возвышается фигура девушки-ангела со скипетром. На картах XVI века появляется фигура «Души Мира» в луче-орнаменте света со многими евангелистскими символами, – иконография, используемая до наших дней. Дюрер трактовал эту тему весьма своеобразно, поместив образ города из гравюры «Морское чудовище» (1498 г.) рядом с девушкой, поддерживающей его.