Некоторые люди заявляют, что Таро – это мир, который является совсем не тем, чем кажется; что оно действует таинственными путями; что оно обладает мистическими, неосязаемыми свойствами сновидений, что позволяет ему более эффективно получать доступ к подсознательному и интуиции людей. Всё в Мистическом Таро Мечтателя тянет читателя в тот мир, где вороны летают ночью под лунным пейзажем, где дорожные указатели пусты; в мир, где вы окружены туманом. Для некоторых это может выглядеть зловещим, но Мистическое Таро Мечтателя возьмет вас за руку и проведет вас через туман, в тайну.
Эта колода, созданная Хайди Даррас, является колодой, в которой карты созданы путем фото-манипуляций. Время от времени такой художественный стиль используется для создания более сильного эффекта. Эта колода напоминает мне «Позолоченное таро» (Gilded Tarot) и «Таро сновидений» (Tarot of Dreams) другого художника Чиро Марчетти. В других случаях, однако, изображения не перетекают так плавно друг в друга, и становятся раздражающими для глаз. Повсюду на картах можно увидеть повторяющиеся символы на периферии или на фоне: вороны в полете, луна, туман, указатели и многое другое. Эти повторяющиеся символы позволяют читателю провести параллели между картами, а также подчеркивают сходство и различия между ними. Интересен выбор одежды на изображениях людей на картах: время от времени он отдает дань традиционной образности изображений на Таро или средневековому костюму, в других случаях одежда персонажей больше подходит для похода в ночной клуб (например, на Шуте рубашка из цепей и расклешенные брюки!) или выполнена в готическом стиле.
Таро Мистического Мечтателя выполнено в обычных традициях Райдер-Уэйт-Смит, что касается как смысла карт, так и изображений на них. Иногда изображения на картах практически такие же, как и в колоде Райдера, но в некоторых случаях, видимо, создатель колоды привносила другое значение в карты, отличное от классических или добавляла искажение или какие-то дополнительные элементы в изображение. Её Иерофант уже не Папа, хранитель традиций, пока два мальчика молятся у его ног; вместо этого он – красивый, статный молодой человек, сидящий в кафедральном соборе и окруженный книгами. Правосудие не сидит на камне, а вместо этого стоит на краю пропасти, наблюдая свыше за созданием мира. В некоторых местах также есть символы, которые Вы должны внимательно рассмотреть: уходящая вверх лестница за Жрицей, меч в чаше под ногами Влюбленных, и ворон, держащий в клюве счастливый клевер на карте 4 Жезлов. Но, к сожалению, эти изображения оказались несправедливо маленькими при уменьшении изображения до размеров стандартной колоды Таро. Детализация и цвета, осторожно разбросанные по картам маленькие символы, всё это теряется при столь малом размере карт. Я поймала себя на том, что мне приходится постоянно напрягать зрение, рассматривая карты и возникает соблазн использовать в следующий раз увеличительное стекло!
Изображения людей на картах показывают, что колода ориентирована, бесспорно, на рынок для более молодых потребителей. Все персонажи на картах – красивые, молодые и яркие по внешнему виду; от скорее сексуально выглядящего Иерофанта с его сапогами до колен до полураздетой женщины-воина на карте 7 Жезлов, чья броня, кажется вписывается в правила для женской фэнтезийной армии (чем меньше одежды, тем выше класс брони). Я также заинтригована выбором снаряжения для Рыцаря Жезлов, которое кажется не очень уместным со всеми этими цветными ленточками и ремнями, которые, собственно, и образуют его одежду.
Однако, сами образы карт по большей части легко читаемы, приятны для глаз и хорошо выполненны художником. В частности, я была чрезвычано рада видеть карты, которые действительно раскрыли их значения. Эти карты были в основном среди Малых арканов, например 3 Пентаклей, 5 жезлов и 6 Кубков. Это просто кажется, что Старшие арканы выполнены действительно очень красиво, но они страдают от «болезни» многих колод Таро – они являются слишком абстрактными. Для примера, на карте Страшный Суд (XX) изображена женщина-ангел, трубящая в трубу, а карта Мир (XI) показывает нам просто женщину, стоящую с развевающейся вуалью на земном шаре, в то время как различные животные плавают вокруг нее. Некоторые Старшие арканы просто фантастические и блестяще показывают свое значение, но другие, как например, названные мною карты, оставили меня равнодушной, и, безусловно, их изображения делают их понимание для новичков еще труднее. Я также обнаружила, что выражения лиц людей на некоторых картах подобраны неверно: например, на карте 9 Кубков фигура девушки выглядит очень, очень печально, вместо радостной и счастливой, как она описана в книге. По-видимому, подобные ошибки в колоде показывают, что ее создатель хотела выглядеть эмоциональной:
Я знала, что колода моей мечты будет эмоциональной. Я хотела выявить скрытые эмоции в каждой карте.” (Примечание художника, XVI).
Другое дело, что художник хотела, чтобы ее колода была свободна от Библейской символики, чтобы сделать ее более современной и соответствующей настоящему времени. Во-первых, я думаю, что многие люди не согласились бы, что именно Библейский тип изображения отдаляет Таро от современного мира. Во-вторых, не смотря ни на что, Даррас удалось сохранить огромное количество библейских и христианских образов в колоде: на карте Страшного Суда ангел по-прежнему трубит в трубу, в карте Иерофант снова появляются распятие и скипетр Папы, деревья жизни и знания во Влюбленных, а витраж из библейской притчи является одной из главных особенностей 4 Мечей, и многое другое. Лично я не возражаю, но создатель, вероятно, мог бы.
Книга, идущая в комплекте с колодой «Записки сновидца» (The Dreamer’s Journal ), написанная Барбарой Мур, что, кажется, уже стало привычным маркетинговым ходом для издательства Ллевеллин, лучше, чем ожидалось. Она начинается с глав, идеально подходящих для начинающих, по таким темам: как читать карты, выбрать подходящий расклад, как вести журнал Таро, и основы. Раздел как работать с Таро интересен даже для более продвинутых тарологов, и имеет некоторые отличные идеи для конкретного использования именно этой колоды. Я хотела бы также рекомендовать страницы 8-10 для всех, кто хочет узнать, как читать Таро, и страницы 12-14 за отличные советы по изучению Таро в совокупности с полезными упражнениями, которые сослужат хорошую службу не только новичкам, но и помогут более опытным читателям улучшить и обновить свои знания. Расклады, приведенные в книге, разнообразны, есть некоторые стандартные расклады, такие как Кельтский крест, а также целый ряд новых раскладов, которые могут быть использованы для различных целей. Это отличные расклады, мне особенно понравился расклад «Послание мира» (Message from the Universe Spread).
Значения карт делятся на Старшие арканы, Малые арканы и Придворные карты, и хотя аннотации для каждой карты короткие, они описывают символы и раскрывают их значения, что особенно полезно для тех из нас, кто находит изображения недостаточными, чтобы понять значения карты! Кроме того, каждая карта также имеет раздел «Используйте вашу интуицию» в конце описания, в котором читателю задается несколько вопросов по каждой карте. Очевидно, предназначение этого раздела научить читателя пользоваться своей интуицией и думать, что помогает ему открыть новые перспективы карт вместо того, чтобы читать их значения по тетрадке подобно ребенку (Вы видите кота? Какие звуки он издает?), и задает вопросы о некоторых предметах в картах, которые, однако, как уже упоминалось выше, слишком малы, чтобы их видеть!
Сами карты стандартного размера для Ллевеллин, рубашка имеет яркий лунный дизайн. И рубашка карт, и их обрамление имеют пергамент-подобное оформление, с верхней границей, выполненной как свиток, и нижней, на которой находятся номер и название карты. Названия остались такими же, как в колоде Райдера-Уэйта-Смит, так же как и нумерация Старших арканов и соответствия мастей Младших арканов. Колода продается в привлекательной коробке с книгой и мешочком из черного газа для ее хранения.
Вообще говоря, это красивая для глаза колода, и она будет привлекательна для многих тарологов, которые хотят иметь хорошую альтернативу классической колоде Райдера-Уэйта-Смит, выполненную в более современном стиле. За исключением ссылки на пару Старших арканов, Мистическое Таро Мечтателя способно быть прекрасной первой колодой, в то время как повторяющиеся символы и символические дополнения ко многим картам делают ее интересной и для более продвинутых тарологов. Как обычно, я бы предпочла, чтобы сопровождающая колоду книга была бы написана самим художником, но не все художники еще и писатели! Я рекомендую Мистическое Таро Мечтателя для начинающих, людей, которые хотят что-то фантастическое, но без обычного для этого стиля сопровождения из фей, русалок и единорогов, а также для читателей, которые хотят что-то немного (но не сильно) отличное от классики.
Автор статьи: Ким Хаггенс, 24-летняя аспирантка кафедры Древней истории и археологии Университета Кардиффа. Она занимается изучением Таро с 9 лет, и ее коллекция насчитывает более 250 колод. Она является одним из создателей колоды Sol Invictus: The God Tarot и в настоящее время работает над созданием второй своей колоды Pistis Sophia: The Goddess Tarot и книги для Ллевеллин, которая выйдет осенью 2010 года.
(с) перевод статьи neuro (Татьяна Савина)