Название Остара связывают с германской или англо-германской богиней Эостре. Богиня, известная как Остаре, Остара, Остерн, Эостра, Эостре, Эостур, Эастра, Эастур, Аустрон, Аусос, Истре, была богиней рассвета и плодородия у северных европейских народов, и ее имя происходит от архаичного слова, обозначающего весну – «eastre». Считается, что ее имя имеет общие корни с именами Астреи, Астарты, Астхик (Армения), Атаргатис, Иштар, Ашторет и Эос. таким образом получая ассоциации с утренней зарёй, восточным направлением, началом и «утренней звездой» – планетой Венера. Кроме того, у народов средиземноморского региона на весеннее равноденствие приходились торжества, связанные с воскрешением и/или возвращением в мир живых мужчин-спутников богинь-матерей: Аттиса, Адониса, Астара, Таммуза-Думузи (в последнем случае – более поздний цикл мифов) и т.п., что также обозначало весеннее оживление природы. В викканской традиции, Богиня в этот праздник молодеет, восстанавливает девственность, и до Бельтайна выступает в ипостаси Девы, вместе с Богом, который к этому времени вырастает и становится юношей.)
Для язычников в древнегерманских землях это было время праздника прихода весны, начала времени цветения. Кельтские народы не отмечали праздник Остары, хотя жили в гармонии с природой и временами года. Современные виккане и многие язычники празднуют весеннее равноденствие или Остара – саббат Колеса Года.
Время весеннего равноденствия – начало сезона плодородия и подготовки к севу. У зайцев начинается брачный период, незаметные в другое время года, в марте они встречались повсюду.
Прежде всего, Остара – это праздник, связанный с весной, пробуждением земли, первыми травами и цветами, первым сокодвижением деревьев, первыми ростками на полях, началом сельскохозяйственных работ. Она мало связана с человеческим плодородием – по большей части с земным, что хорошо прослеживается в сохранившихся обрядах: почти не осталось обычаев, связанных с плодородием людей и животных, но очень много – связанных с растениями, с ритуальным возвращением плодородия деревьям и полям. Людей и животных в этот календарный период преимущественно очищали от «скверны зимы», от дыхания смерти, которое могло их коснуться, пока зима правила миром (дымом, прыжками через огонь, метанием огненных стрел, огненными кругами и колёсами, обливанием водой и т.п.), и проводили множество разнообразных ритуальных действий, призванных уберечь их от болезней.
Кроме того, надо помнить, что у многих древних народов год отсчитывался с весны, поэтому весенняя обрядность – в каком-то отношении и новогодняя. Германцы праздновали Остару в апреле. Празднование включало ритуальное зажигание костров и ритуалы для защиты будущего урожая. В христианской традиции этот праздник несколько сдвинулся относительно астрономической точки (также как и остальные фиксированные солярные праздники), и был заменен Благовещеньем – праздником, приходящимся на 25 марта (7 апреля н.с.). Но день Благовещенья, весеннее равноденствие, сохранил фрагменты дохристианских традиций преимущественно у православной части европейского населения. В Западной Европе функции празднования равноденствия разделились и трансформировались в карнавалы – предшествующие великому посту бурные празднества (масленица, Fastelavn, carnivale), и саму пасху, которая приняла в себя некоторые черты праздника середины весны, начиная с названия, например Easter в английском, Ostern в немецком. В испанском используются, наряду с церковным словом Pascua, названия de flores, florida – т.е праздник цветов, цветения.
Христианский ученый Venerable Vede (672-735 гг) в книге «De Ratione Temporum» первым заявил, что христианская пасха (Easter) была названа в честь Эостре. Из весенних традиций, сохранившихся в празднике пасхи, прежде всего можно ометить крашеные яйца. Традиция крашенья яиц – дохристианская и очень древняя. У древних германцев была такая легенда. Богиня Остара нашла раненую птицу на снегу и, чтобы спасти ей жизнь, превратила ее в зайца. Однако волшебство, как иногда бывает, оказалось странным. Птица стала зайцем, но сохранила способность класть яйца. С той поры заяц украшает эти яйца и дарит богине Остаре в день прихода весны. Как символ весеннего и осеннего равноденствий, яйцо является символом солнца, воскрешения из мертвых (вспоминаем упомянутых в начале мужчин – спутников богинь), начала (рождения порядка из хаоса), круговорота и цикличности жизни. Кролик и яйцо – главные символы Остары.
Пасхальные зайчики традиционно считаются животным, посвященным Остаре, эта традиция чисто германская, но неуклонно распространяющаяся на все европейские страны. Мирным зайчикам из теста предшествовала весенняя заячья охота, своеобразное состязание молодых мужчин, бытовавшее в некоторых областях Германии и Австрии.
Цвета Остары – зелёный, белый, нежно-желтый, светло-лиловый, сиреневый – именно такого цвета и выбираются свечи.
Цветы Остары: все весенние цветы, выбираются преимущественно из луковичных: крокусы, нарциссы, лилии, гиацинты, кроме них: первоцветы, маргаритки, мать-и-мачеха. Цветы выбирают белые, желтые, сиреневые, красных обычно избегают. Еще алтарь украшают заранее взятыми в дом и распустившимися ветками, в том числе и вербой.
Пища выбирается лёгкая, преимущественно рыба, яйца, овощи и зелень. Выпечка – хлеб с травами, печенье, кексы, «жаворонки», лепешки.
Другие праздники встречи весны
В Персии в день весеннего равноденствия отмечали праздник Норуз, что значит “новый день”, праздник надежды. Сегодня в Иране продолжают отмечать этот праздник, который имеет корни в зороастризме. В современном Иране также есть праздник Шахар-Шанбех Сури, который начинается перед Норуз. Иранцы делают уборку в домах, прыгают через костры и так готовятся к встрече большого 13-дневного праздника Норуз.
История бога Митры (Бог Митра из иранского пантеона, но митраизм был распространен в Древнем Риме и некоторое время соперничал с христианством) рассказывает о его воскрешении. Согласно легенде он родился в зимнее солнцестояние и воскрес весной. Митра помогал своим последователям подняться в царство света после смерти. В одной легенде, Митре, который был популярен в среде римских легионеров, Бог солнца приказал пожертвовать белого быка. Он подчинился, но когда вонзил нож – произошло чудо: бык превратился в луну и плащ Митры стал ночным небом. Там, где была пролита кровь, появились цветы, и хвост быка – превратился в колосья.
В Древнем Риме, последователи богини Кибелы верили, что её супруг был рожден девой. Его имя Аттис, он умирает и воскресает каждый год во время весеннего равноденствия, по юлианскому календарю между 22 и 25 марта. В то же время, германские племена почитали лунную богиню Остара, которая в это время года вышла замуж за бога плодородия и спустя девять месяцев в Йоль родила.
В Центральной Америке в культуре Майя десять веков отмечали праздник весеннего равноденствия. Во время захода солнца в день равноденствия на грани большой церемониальной пирамиды в Мексике купается луч солнца, и тени играют на северной части пирамиды, создавая иллюзию, спускающейся с неба огромной алмазной змеи. В те древние времена это называлось “возвращение солнечной змеи”.