Представленный материал является расширенным вариантом синопсиса к колоде “Таро викингов”, представленного мною на 2-ой конкурс авторов издательства “Аввалон – Lo scarabeo”.
…
Их называли волками Севера. Враг приходил оттуда, откуда его никто не ждал – с моря, наносил молниеносные точечные удары, забирал всё ценное и так же неожиданно исчезал. Пестро-полосатые паруса их кораблей-драконов заставляли целые поселения и монастыри в панике срываться с места и искать себе новое прибежище. Эти воины не знали ни жалости, ни страха смерти. Они давали имена своим мечам и смертоносным топорам, а идя в битву, пели песни о своей будущей победе. Об их отваге, мужестве, жестокости и ярости ходили легенды. Они жили войной и ради славы. Их хранили суровые асы и старые ваны. Им помогали светлые альвы и темные йотуны. Их души уносили с поля боя златокосые крылатые валькирии. Они называли себя по-разному, но охваченная ужасом и многовековой войной Европа называла их просто и кратко – викинги.
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Эпоха викингов, начавшаяся в конце VIII в. и завершившаяся только в конце XI в, – один из самых противоречивых и таинственных эпизодов в истории Европы. Вопрос о том, что стало причиной похода викингов, истинных размерах их экспансии и причиненном ими ущербе и в настоящее время не дает историкам покоя. Почему скандинавы (датчане, норвежцы, шведы) практически одновременно двинулись на поиски добычи в чужие страны? Что стало залогом успеха викингов – их численный перевес, новая тактика, незнакомая народам Западной Европы и мусульманского мира? Что толкало их вперед – жажда крови и обогащения или нечто другое?
Происхождение слова «викинг» вызывает множество споров. В эту эпоху «викинг» означало пирата, грабителя, приплывшего по морю. Викингами были не все скандинавы того времени, поскольку некоторые являлись торговцами, а другие – поселенцами, желавшими только мира, но наибольшее внимание привлекли к себе именно викинги. С викингами связывают падение британского королевства Мерсия, обширный культурный и религиозный спад в Западной Европе вследствие разорения и исчезновения многих художественных и культурных ценностей, веками собираемых церквями и монастырями, работорговлю и многое другое. На востоке шведы жили разбоем и грабежами среди славянских племен Киевской Руси, однако Русь гораздо меньше пострадала от набегов викингов, чем христианская Западная Европа, в течение почти трех веков подвергавшаяся методическим нападениям норвежцев и датчан. Перед лицом викингов существующие в те времена Франкская империя и англо-саксонские королевства оказались бессильны. Они снова и снова откупались от скандинавов и не могли предложить стратегию, способную покончить с нежданным злом. Охваченным ужасом жителям Западной Европы казалось, что им противостоят несметные орды врагов, которые всегда чудом ускользали от возмездия. Им было всё равно, кем являлись эти таинственные налетчики. В глазах своих жертв они были просто язычниками, идолопоклонниками, пиратами и варварами вне зависимости от их народной принадлежности. Нападавшие говорили на одном и том же языке, носили одни и те же имена, все они приплывали по морю и выказывали одинаковое неуважение к церкви, разоряя в первую очередь именно слабо защищенные монастыри с их богатыми сокровищницами. Размах и дерзость многих из их операций и сейчас поражает воображение современников.
Однако викинги не всегда заслуживают той дурной славы, которую снискали себе в веках, скорее ими двигали иные мотивы, весьма далекие от обычной жажды обогащения и кровожадности. Они искали землю для поселений. Горный ландшафт Норвегии, и лишь немногим более гостеприимный в Дании и Швеции делают землю Скандинавии почти не пригодной для земледелия. Именно нужда в земле у скандинавов способствовала развитию судостроения и мореходства. Их корабли-драккары являлись верхом технологического прогресса того времени. Викинги – отважные мореплаватели и первооткрыватели, им принадлежит заслуга открытия и заселения Гренландии, а также открытие Северной Америки за 500 лет до Х. Колумба. Викинги также оказали огромнейшее влияние на развитие европейской экономики. Через Киевскую Русь они торговали с Византией, Хазарией и Булгарией, а в их города-рынки стекались многочисленные торговые пути с запада и востока.
В конце VIII в. викинги пришли уже в объятую междоусобной войной Европу. Их отряды никогда не были многочисленными, т.к. драккары могли нести на себе лишь небольшое количество человек. Именно наличие драккаров и сделало возможным подобную масштабную экспансию. Небольшие отряды викингов совершали вылазки, захватывали ценности и исчезали. Они не ставили своей целью разрушение городов или убийство их жителей. Награбленное ими добро не шло в Скандинавию, оно шло на покупку земли в целях колонизации. Викинги основывали свои поселения на малопригодных и незанятых коренным населением частях Британии и Франции. На всех контролируемых ими территориях они смешивались с коренным населением, принимали христианство и ассимилировались в течение буквально нескольких поколений. Потомки викингов в настоящее время живут в Британии, в Исландии, Ирландии и Шотландии, в Нормандии на северо-западе Франции, на берегах Дуная и Волги. «Русы» – так византийские и булгарские купцы называли и славян, и скандинавов, торгующих с ними. Интересно, что на Руси скандинавские пришельцы особенно быстро подверглись славянизации. Ирония судьбы… Эпоха викингов отделена от нас почти тысячелетием, а Скандинавия находится за тысячи километров, но вполне вероятно, что именно в вас, читающем сейчас эти строки, может течь кровь неистовых воинов.
ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКИЙ ЭПОС
Германо-скандинавский эпос первоначально существовал в виде песен и легенд о мифических предках и вождях, которые заменяли историю. На момент его возникновения у скандинавов не существовало обособленных знаний о природе и истории, философии, художественной литературы или театра. В эпосе воспоминания сплавлены с мифом и сказкой, при этом и фантастический, и исторический элементы в ранней мере принимались северными народами за действительность. Лишь эпос давал законченную и всеобъемлющую картину мира, объяснял его происхождение и дальнейшие судьбы, включая самое отдаленное будущее, учил отличать добро от зла, наставлял в том, как жить и как умирать. К огромному сожалению, викинги владели лишь руническим письмом, которое не предназначалось для записи легенд и мифов. Большая часть текстов относится к средневеково-раннему (англосаксонский «Беовульф») или классическому периоду (исландские песни «Старшей Эдды» и немецкая «Песнь о нибелунгах»). Именно из записанных историй-саг потомки узнали об этике и этикете древних скандинавов, об их религии, времяпровождении и быте. Борьба за славу и драгоценности, верность вождю, кровавая месть как основополагающие линии поведения, зависимость человека от царящей в мире Судьбы и мужественная встреча с ней, наивысшая честь быть убитым в бою – такова была истинная сущность детей севера. Неласковая мать-земля породила таких же суровых сыновей. «Должно мстить за друзей, а не плакать бесплодно» – в этом афоризме заключена главная заповедь викингов. «Судьба от смерти того спасает, кто сам бесстрашен» («Беовульф»).
Образ вселенной, выработанный древнескандинавскими и германскими племенами, во многом зависел от особенностей их обычной повседневной жизни. Земледение среди этих народов было не развито вследствие малого количества пригодной для обработки земли, особенно в горной Норвегии. Скотоводы, охотники, рыбаки и мореходы, они жили в окружении суровой, слабо освоенной ими природы, которую их богатая фантазия легко наделяла враждебными силами. Подобно тому как вокруг их усадеб и поселений простирались неплодородные пустоши и скалы, так и весь мир представлялся им в виде резко противопоставленных друг другу сфер: «срединный мир» людей (Мидгард), Асгард – твердыня богов-асов и нижний мир, царство мертвых и прошлого – Хельхейм. В Асгарде живут боги-асы (первоначальные боги порядка), в том числе трое братьев-богов Один, Вили и Ве, создавшие космос. В Асгарде также расположена Вальгалла, жилище героически павших в бою воинов-людей, которых приносят туда духи смерти валькирии. Асгард соединяется с миром людей мостом-радугой, а все эти три мира связывют между собой корни Мирового древа – ясеня Иггдрасиля. В море плавает мировой змей, опоясывающий весь Мидгард. Помимо вышеперечисленных, германо-скандинавы выделяли еще шесть миров. К западу от Мидгарда располагается Ванахейм – мир ванов, богов природы, даже более древних, чем асы, а к востоку – Йотунхейм, населенный великанами-йотунами. На юге от Мидгарда располагается Муспельхейм, в котором живут дети огненного великана Муспела, а на севере в царстве холода Нифльхейм обитают ледяные великаны. В двух оставшихсся мирах живут альвы (эльфы) и карлики: светлые альвы обитают в Альвхейме (Льюсальвхейме), а темные альвы (гномы) и карлики (цверги) – в Свартальфахейме. Кроме асов, ванов и светлых эльвов, все остальные расы существ обычно враждебны людям и их царства обычно объединяют под одним названием – Утгард, «окраинный мир», мир демонической магии. В Утгард не проникают корни Иггдрасиля, поэтому он существует по своим особым законам и не подчиняется мировому порядку и асам-демиургам.
Судьба Мидгарда и Асгарда едина: им отведен один век, и когда в конце времен в ходе великой битвы йотунов и богов (асов и ванов) погибнет Мидгард и рухнет источенный клыками дракона Нидхёгга великий ясень Иггдрасиль, то вместе с ним обрушится и построенный вокруг его кроны Асгард, – так рассказывает поэма «Пророчество вёльвы», пересказанная Снорри Стурлусоном в XIII веке.
О «ТАРО ВИКИНГОВ»
Центральный сюжет эддических песен и саг, легших в основу «Таро Викингов» – это борьба против носителей мирового зла – великанов и чудовищ. В «Таро Викингов» мы встречаемся с героями, известными из эддической поэзии: Зигфрид (Сигурд), Хельги, король Гюльви и др. Их поступки и судьбы на протяжении веков владели воображением скандинавов. Эпический герой не мучим сомнениями и колебаниями, не озабочен спасением души, для него лучшая посмертная награда – это слава и долгая память среди потомков, а также пребывание в Вальгалле, аналоге христианского рая, где павшие герои пируют и заняты воинскими забавами. Речи и поступки эпического героя однозначны. Он знает свою Судьбу, принимает её как неизбежное и смело идёт ей навстречу. При этом герой не свободен в своих решениях. Собственно, его внутренняя сущность и та сила, которую героический эпос именует судьбою, идентичны. Поэтому герою остается лишь наилучшим образом выполнить свое предназначение. Отсюда своеобразное, может быть немного примитивное, величие героев скандинавского эпоса.
Формы, в которых выражены в мифах и сагах викингов представления о человеческой чести и достоинстве, о способах их утверждения, принадлежат очень далекой эпохе. Но накал страстей, обуревавших их героев, острые конфликты, в которых их сталкивает судьба, и поныне не могут не увлекать и не вызывать пристальный интерес читателя. «Песнь о Нибелунгах», «Сага о Вёльсунгах», «Прорицание вёльвы», «Речи Высокого», «Речи Вафтруднира» и более тридцати других песен «Старшей Эдды» – вот примерный список текстов германо-скандинавских мифов и саг, легших в основу «Таро Викингов».
«Таро Викингов» относится скорее к колодам полуоракульного типа. Следует отметить, что в колоде сохранена классическая структура. Практически все сюжеты карт, за небольшим исключением «ложатся» в стройную упорядоченную систему интерпретационных значений классической уэйтовской традиции, однако сюжетные линии значительно отличаются от классического таро Уэйта. Это касается и Младших, и Старших арканов. «Таро викингов» содержит сведения о богах и других сверхъестественных существах, увлекательные рассказы и поучительные примеры, афоризмы житейской мудрости и образцы героического поведения. Назидательная функция сюжетов карт так же неотъемлима, как и героическая. Эти сюжеты и трагические, и комические одновременно. Их герои любят, ненавидят, завидуют, презирают, помогают, смеются и устраивают друг другу каверзы вне зависимости от того, кем они являются – человеком, асом или карликом. Всем им свойственны живое отражение эмоций и переживаний. Старшие арканы показывают высших богов-асов, например, мудрый всезнающий праотец богов Один в «Таро Викингов» выведен в архетипе Иерофанта, а пылкий, несдержанный бог грома Тор – в образе Колесницы.
Каждая масть Младших арканов посвящена отдельной группе: великаны-йотуны представляют собой первостихию (Посохи); ваны, изначальные боги плодородия и природы, земные покровители людей – Кубки; гномы, эльфы и карлики, охраняющие недра земли и заботящиеся о процветании и сохранении всего сущего – Пентакли; образы воинственных людей – героев саг выведены в масти Мечей. «Таро Викингов» рассказывает не только о божественных, но и о человеческих законах. К примеру, изгнание Йорика Рыжего, знаменитого викинга-первооткрывателя Америки в описании Семерки мечей отражает тот факт, что древние скандинавы часто изгонялись за преступления, что особенно хорошо видно по исландским сагам.
«Таро Викингов» приглашает всех в увлекательное путешествие в страну величественных скандинавских гор, снега и льда. В «Таро Викингов» вы не встретите насыщенных ярких красок. Оно пронизано туманом, дымчатой синевой искрящегося льда и величественно-жемчужной красотой северного моря, которая так не похожа на лазурные красоты юга. Легкие акварельные рисунки, приглушенные полутона, серовато-синеватое обрамление карт придает этому таро своеобразное северное очарование, что, безусловно, является заслугой Сержио Тиселли, написавшего эту колоду таро.
Сержио Тиселли (Sergio Tiselli)* – один из крупнейших итальянских художников, карикатурист и мультипликатор, последний ученик знаменитого итальянского художника, «великого мастера» Магнуса.
Тиселли – талантливый и плодовитый художник и писатель, помимо выполнения рисунков по чужим произведениям, он пишет и иллюстрирует собственные рассказы в виде комиксов. Даже его диссертация по современной истории на тему чумы в Болонье имеет форму комикса – «Созвездие пса» (на текст Ангелини, Имола, 2010 г.). «Таро Викингов» не является единственным его произведением на северную тематику. Среди многочисленных работ в его карьере следует упомянуть иллюстрации к работам Джованни Бриззи «Глазами волка» и «Лес смерти» (Savena Set Sambro, Болонья, 2004 и 2006 гг.), повествующие о войнах народов Европы с северными племенами. Один из соавторов Тиселли по книге «Девять шагов в истории» (Болонья, 2009 г.) отозвался о его работе так: «Работая с Сержио, я испытал настоящую магию, которая рождалась при создании рисунков по мере того, как цвет пропитывал белый лист бумаги. Как «мастер слов», я могу только позавидовать его способности пролить свет на непонятные ранее вещи, способности к внезапному озарению. Это кажется чудом, но на самом деле является результатом высокого мастерства и отличной чувствительности». Глядя на арканы «Таро Викингов», хочется присоединиться к этим словам. Лишь настоящий карикатурист мог передать всю неповторимость их персонажей со всеми их достоинствами и изъянами, гордыней и пороками не выходя за рамки сюжетных линий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С позиции будущего можно заключить, что викинги достигли своей цели. Эпоха викингов – это история, пожалуй, единственной за все существование человечества удачной попытки мирового завоевания. Их потомки в настоящее время живут в Британии, в Исландии, Ирландии и Шотландии, в Нормандии на северо-западе Франции, на берегах Дуная, Дона и Волги. Ирония судьбы… Эпоха викингов отделена от нас почти тысячелетием, а Скандинавия находится за тысячи километров, но вполне вероятно, что в любом человеке, читающем сейчас эти строки, может течь кровь этих неистовых воинов. Подобным же образом, в «Таро Викингов» прошлое и история самым тесным образом переплетаются с настоящим и будущим, еще раз подтверждая их единство во времени.
* Перевод с итальянского – мой
© Татьяна Савина