Замечательная статья мастера таро, члена Российского Таро-клуба Константина Лаво. Все четко, разложено по полочкам и понятно.
…
В этой небольшой статье затрагивается несколько чисто теоретических вопросов, но при этом имеющих прямое отношение к практике предсказаний с использованием карт Таро.
Чем больше общаешься с коллегами-тарологами, тем больше убеждаешься в том, что все мы работаем с Таро по-разному: у каждого свои принципы, методы и подходы в работе. Различия эти проявляются по многим параметрам. В этой статье я затрону лишь несколько таких параметров.
I. О трех основных подходах в предсказательной работе с Таро.
С чем работает таролог?
В работе с Таро возможны три основных подхода. Эти подходы определяются той основной базой, на которую таролог опирается в первую очередь.
1. Первый подход – подход от системы.
Как известно, на данный момент существует несколько общепризнанных, наиболее распространенных школ Таро. Многие тарологи так или иначе опираются на одну из них.
Представители французской системы придерживаются канонов первого оккультного Таро, которое было разработано Э. Леви, П. Кристианом, О. Виртом, Папюсом и их последователями. Все остальное для них – это искажение первичной системы.
Уэйтовцы (пожалуй, самый большой «клан» тарологов) убеждены, что их колода (+ ее клоны) и их система самые рабочие и самые легкие в усвоении и понимании: ведь у них есть сюжетные Младшие арканы! И Сила у них на «правильном», восьмом, месте, ведь она ассоциируется со Львом, а порядок знаков Зодиака должен быть прямой (… Близнецы – Влюбленные, Рак – Колесница, Лев – Сила, Дева – Отшельник, а вот теперь Весы, а они-то – Справедливость!). И Шут – нулевой, так как без нуля никак нельзя: все начинается с отсутствия, с креативной пустоты, и только потом появляется единица…
Для кроулианцев самой верной, точной системой является система А. Кроули и колода Таро Тота. Все остальное для них – ветхое, так как не отражает тех изменений, которые произошли в результате перехода в новый Эон, Эон Гора. И Цади – не Звезда!.. А Император… И это, естественно, легко объяснимо, ведь в Зодиаке существует двойная петля… И Справедливость – не Справедливость, а Исправление, потому как «справедливость… Природе не присуща; однако Природе присуща точность»… И так далее, и тому подобное…
В чем суть подхода от системы?
Я, как таролог, выбираю определенную арканологическую систему Таро и в соответствии с этой системой подбираю себе такую колоду, которая в наибольшей степени отражает суть этой системы и соответствует моим эстетическим вкусам. Другими словами, я выбираю определенную систему концептов, понятий и идей, закодированных определенным образом в колоде карт.
К примеру, если я выбираю французскую систему, то я буду искать такую колоду, в которой соблюдены требования этой системы, а именно:
А) аркан Справедливость имеет номер 8, а Сила – 11;
Б) аркан Шут имеет номер 21 (или, дополнительно, 0), аркан Мир – 22 (или, дополнительно, 21);
В) рисунки на Старших арканах полностью соответствуют тем описаниям, которые были даны в работах представителей французской системы Таро (Кристиан, Вирт, Папюс) или в работах их последователей (Г.О.М., Шмаков);
Г) если на картах даны атрибуции, то они обязательно должны быть «французскими»: Маг – алеф, воздух; Папесса (Жрица) – бэт, Луна; Влюбленные – вау, Телец; Шут – шин, огонь; Мир – тау, Солнце…
Д) желательно, чтобы Младшие арканы были непрорисованными, без сюжетов, а если и прорисованными, то с такими сюжетами, которые отражают значения этих арканов во французской системе. Этому требованию отвечает, например, Средневековое Таро Скапини. У Папюса 7 жезлов имеет следующие значения: переговоры, разговор, совещание, беседа… говорить, сказать, беседовать, болтать и т.п. На карте «7 жезлов» Таро Скапини эти значения переданы через образ оратора, который использует 7 жезлов как трибуну.
Если я выбираю систему Уэйта, то тогда я беру каноническую колоду этой системы, колоду Райдера-Уэйта-Смит, или какой-либо ее клон, в котором соблюдены требования уэйтовской системы. И т.д. И т.п.
2. Второй подход – подход от колоды.
В чем он заключается?
У меня есть колода Таро. Мне абсолютно не важно, выполнена ли эта колода в рамках какой-либо системы. Да я могу и не знать, что вообще существуют какие-то системы! Просто мне нравится эта колода, и я понимаю ее «язык». Значения карт я вывожу из тех образов и символов, которые изображены на них. Изучая каждую карту, одну за другой, вникая в символизм, я составляю для себя списки тех значений, которые карты могут иметь. В сущности, так называемые проработки колоды (на форумах или в группах) представляют собой изучение символизма конкретной колоды, а не арканологической системы. Опорной базой для работы в данном случае является именно символизм конкретной колоды.
3. Третий подход.
Возможно и совмещение первых двух подходов, когда я знаю систему, но вместе с тем, кроме тех значений, которые считаются традиционными, использую и те, которые самостоятельно вывел из символизма карт. Этот подход (в котором совмещается и универсальная система, и индивидуальный символизм колоды), пожалуй, используется чаще всего.
II. Методы интерпретации: интуитивисты и рационалисты
Это еще одно разделение. Оно базируется на исходной позиции, которой придерживается таролог.
1. Одни полагают, что сам процесс предсказания – это исключительно интуитивный процесс. А если это так, то учить значения карт и уж тем более знать всё наизусть не надо. Послание, которое несут карты в процессе гадания, будет считано чисто интуитивно, с опорой на те образы, которые запечатлены на картах. Если избирается такой метод, то, как правило, выбирается колода с прорисованными Младшими арканами, что вполне понятно. Карта, на которой изображены, к примеру, только 2 меча на пустом фоне, дает мало ассоциаций. Другое дело, если на ней будет изображен какой-то сюжет. Например, женская фигура с завязанными глазами, держащая два скрещенных меча и сидящая на фоне водной глади. Образ в данном случае выполняет смыслопорождающую функцию: все смыслы вытекают именно из образа, а не из каких-то моих знаний или представлений о значении данной карты.
2. Другой метод (можно сказать, прямо противоположный) основывается на другой точке зрения, а именно: для того чтобы продуктивно работать с колодой, нужно знать значение каждой карты наизусть, при этом необходимо глубокое знание каждой карты. Другими словами, нужно держать всю систему в голове! Такой метод можно назвать рациональным. При таком подходе не важно, прорисованы или не прорисованы Младшие арканы.
Из собственного опыта могу сказать, что знать значения карт надо. Иначе есть риск «утонуть» в безбрежном океане символизма. В голове, так или иначе, должна быть некая система координат, которая и позволит сориентироваться при чтении карт.
Однако здесь следует сказать и о другой стороне. Если придерживаться некой жесткой системы интерпретации карт (то есть считать, что вот «эта карта» значит только вот «это» и ничего другого), то эффект может быть также отрицательным. Чрезмерный догматизм может привести к тому, что смысл карты, лежащий в конкретном раскладе на поверхности, тарологом просто не воспринимается, так как не укладывается в его жесткие рамки и изначально игнорируется.
Поэтому при интерпретации карт в раскладе необходимо гармонично соединять все два начала: и рациональное, и интуитивное.
Чтение любого расклада – это одновременно и интуитивный, иррациональный процесс, требующий абсолютной свободы и чистоты нашего сознания (для того чтобы можно было воспринять информацию из «особых» сфер), и рациональный процесс, опирающийся на логику и, следовательно, требующий некого базиса.
Чтобы интерпретация расклада была глубокой и соответствующей реальности, правдивой, нужно придерживаться срединного пути: не загонять себя в узкие рамки, но в тоже время знать предел свободы.
16.06.2012
(С) Константин Лаво
…
От себя к этой замечательной статье могу добавить лишь следующее.
Я использую смешанный (третий) способ работы с таро из описанных. При интерпретации расклада в первую очередь я рассматриваю классическое значение каждой карты, а потом уже уточняю ее значение в зависимости от моих личных наработок, изображения на карте, а также от позиции в раскладе. Выбор колоды тут все же имеет значение, т.к. одни и те же арканы в, казалось, бы почти полных клонах классической колоды Райдера-Уэйта имеют изображения, несущие чуть иную смысловую нагрузку. И вот тут интуиция и вступает в дело. Без нее на скупом рационализме часто не выедешь. А при работе с авторскими колодами, где в каждом аркане заложена еще и особенность интерпретации создателя или художника колоды, часто интуиция вообще выходит на первое место.