Современные тарологи, возможно, удивятся, узнав, что первоначально образный ряд Таро был чрезвычайно насыщен христианским религиозным символизмом. Историки расходятся во мнениях, является ли этот символизм по существу ортодоксальным, или в нем присутствуют некоторые еретические элементы. Тем не менее почти все согласны, что он совершенно типичен для всех произведений искусства эпохи Ренессанса, изобилующих религиозными, философскими и мифологическими элементами.
Очень трудно идентифицировать логически последовательную концепцию (если, конечно, таковая была), которую хотели отобразить авторы ранних колод Таро. С другой стороны, раньше Старшие Арканы не имели номеров, и почти во всех старых колодах, которые теперь хранятся в музеях, не хватает нескольких (если не большинства) карт. Нам известно, что самые старые колоды значительно отличались друг от друга пс только порядком карт, но нередко даже количеством Старших Арканов и придворных карт.
Тот факт, что нам неизвестны точное количество и порядок следования Старших Арканов, значительно затрудняет понимание круга отраженных в них идей. Тем не менее за несколько исков тарологи выработали весьма интересные теории*. Одна н 1 концепций состоит в том, что trionfi. или козыри, изобрази к триумфальную процессию из тех, что были столь популярны в то время, и которые воспел Петрарка в поэме «I } rionfl». Это было аллегорическое изображение жизни, в которой одни группы людей побеждают другие, а потом и сами гйрпят поражение. Например, первая группа могла изображать простых смертных и включать козыри от 0 до 5. Над этой группой в середине Старших Арканов брали верх добродетели и силы судьбы, а также Смерть и Дьявол. В свою очередь, последние были побеждены небесными телами и Ангелом (другое название карты Суд), то есть козырями от 17 до 21.
Другая теория гласит, что Старшие Арканы представляют Вселенную на всех уровнях совершенства — от низшего до высшего. Они начинаются с Нищего или Дурака в самом низу, дальше идет Маг, за которым следуют мирские короли и королевы и Папа. Следующие карты представляют различные идеи, которые имели вес и значение в культуре того времени, они считались либо добродетелями, к которым нужно стремиться, либо могущественными силами, неподвластными человеку.
В число добродетелей, сохранившихся во многих ранних колодах, входили Сила, Справедливость и Умеренность. В середине колоды располагались силы, в руках которых находилась судьба смертных, — Время (Отшельник, которого тогда называли Кроносом), Судьба (Колесо Фортуны) и Смерть.
Надо всеми ними стояли Дьявол и Башня (которая, возможно, символизировала разрушение и хаос, творимые на земле Дьяволом). Над Дьяволом располагались небесные тела (Звезда, Луна и Солнце), Ангел и Мир. В христианском символизме последние две карты могли представлять Страшный Суд и Бога, правящего жизнью вечной. Центральная фигура карты Мир часто соотносилась с Иисусом, но, скорее всего, представляла animus mundi, или душу мира.
До наших дней дошло лишь несколько идей, объясняющих порядок следования Старших Арканов с опорой на мировоззрение Ренессанса. Для современных тарологов особое значение, безусловно, имеет тот факт, что карты Таро не несут и никогда не несли никаких антирелигиозных коннотаций и никогда не считались делом рук дьявола, как до сих пор полагают некоторые недалекие люди. Считается, что это явление находилось несколько вне контроля организованной религии, но тем не менее карты Таро несут в себе богатейшую духовную, религиозную и философскую символику, и она отражает культуру и эпоху, в рамках которых они появились на свет.
(с) Тереза Михельсон